Мое творческое кредо:
Синтез древнейших, развивавшихся сотни тысячелетий назад естественных натуральных религий, поклоняющихся всему сущему - земле, вселенной, небу, воде, дереву, огню, солнцу, а в целом самой природе, как и напротив современные модные религии, поклоняющиеся ныне в основном человекоподобным богам, распространенные на земле последнее тысячелетие, привлекают мой внутренний взор и захватывают меня. Последние - «новые» не только волнуют, но и заставляют серьезно задуматься о судьбе и возможности выживания всего человечества.
Я провоцирую зрителя, собеседника, ученика оглядеться вокруг, заставляю его заглянуть в себя внутренним взором, устремить его взгляд на небо, на землю, на то, что же происходит со всеми нами. Однако, только средствами изобразительного искусства сделать это не просто. Скульптура, как самое не массовое, но вечное искусство, сама по себе должна быть лаконична, она ограничена в красочности и литературном повествовании. Я пытаюсь через многоплановое ритмичное акцентирование гипертрофических форм, через внутреннюю энергию, экспрессию, пафос, драматургию, героику и глубину содержания произведения создать некий символ, несущий в себе код многоуровневого понимания обращенный к субъективному зрителю, созерцающему объект пластической лингвистики – скульптуры.
Всеми этими средствами я пытаюсь оживить скульптуру, чтобы ее формы зазвучали некими космическими вибрациями и смогли бы благотворно воздействовать на окружающую среду. Заставить человека искать высшие ценности и думать о вечном. Но не всегда моя попытка рассказать одним словом целую книгу удается, и также не каждому зрителю это дано познать.
Я не приемлю ограничения одним жанром, стилем, направлением, выученным штампом или серией приемов. Многие авторы, как ни странно, к этому стремятся - отражать только красивую природу, пейзаж, только форму, или прекрасное женское тело, которое, само по себе вселенная. Или импровизировать только с цветом, быть маринистом, портретистом...
Но для меня такое отношение к творчеству и искусству однобоко и бескрыло.
Мы живем в гигантском непознанном Мироздании и произведение должно бурлить, иметь драматургию и смысл, пусть закодированный. Быть символом, говорить и кричать Вселенской вибрацией жизни, форм, цвета, мудрости. Быть многоплановым, и обязательно высокохудожественным шедевром. Произведение должно стать откровением и открытием новых порталов мышления, иных измерений и путей нашего человеческого сознания и духа, устремленных в Вечность!
Именно сейчас в 2015 году я к этому наконец-то готов.
В большинстве случаев зритель не готов воспринимать сложные формальные беспредметные и нереалистические «навороты», ему чаще всего хочется жанровых сладких, красивых, раскрашенных картинок, мыльных идиллий с поверхностным налетом психологизма. Подобных «творцов», являющихся идолами у массового зрителя теперь много. Видимо поэтому, когда удается организовать выставку я показываю слайды с реалистическими декоративными стилизациями, которые демонстрируют скорее мой пластический диапазон, возможности и профессионализм, а также сочетание моей скульптуры с разными архитектурными стилями.
За мой почти пятидесятилетний творческий путь, я изображаю чаще всего героев из старинных легенд и мифов, персонажей философско-религиозных проповедей, первооткрывателей и великомучеников. Среди них есть удивительные люди документально и реально существовавшие, перед которыми я преклоняюсь. Мое внимание обращено также к философским течениям заратустрийцев, суффи, буддизма, даосизма и других древних культур.
Я жалею только о том, что не хватает времени все это глубже изучить, но правильнее сказать, что мои познания глубоки настолько, насколько остра чувственность моей интуиции.
Вот пантеон моих кумиров, которых я изображал в скульптуре и графике: "Прометей", ценой своих мучений подаривший людям огонь, "Данко", согревший огнем своего сердца свой народ и спасший людей от гибели, "Русские богатыри" - защитники Отечества и японские самураи, религиозные проповедники и подвижники, повлиявшие своей силой духа на позитивный ход истории, как например, Сергий Радонежский. Будда, нашедший путь к избавлению от страданий, Иисус Христос, несущий людям спасение. Манджушри, который мчится верхом на льве и острым мечем разрубает облака невежества. Также великие просветители человечества и вдохновенные творцы: Джордано Бруно, сожженный на костре за свои открытия, Леонардо Да Винчи, шедевры которого и по сей день занимают лучшие умы и способны помирить «физиков» с «лириками», "Иоганн Себастьян Бах" и "Моцарт", создавшие гениальную музыку вдохновляющую нас на полет мысли и фантазии, иконописцы "Феофан Грек" и "Андрей Рублев", "Поэт А. С.Пушкин", погибший на дуэли, "Декабрист Лунин", почивший в далекой ссылке, "Чернышевский" — писатель и философ, и многие другие незаурядные люди, которых мне еще предстоит увековечить в бронзе.
Можно сказать, что эпиграфом этого периода моего творчества является отрывок из стихотворения Байрона “Прометей”:
’’Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать, и презирать,
И Смерть в Победу обращать’’.
В наше время, когда так мало остается чести, добра и чистоты, и все больше становится алчности, обмана и агрессивности, у меня родилась идея создавать скульптуры и графику, несущую свет. Поэтому некоторые мои скульптуры делаются как светильники, в которые вмонтирована электрическая подсветка, а также родилась графическая серия на темной бумаге, так называемой “белой графики”, создающей эффект свечения изнутри.
Невежество, подхалимаж, трусость, несправедливость, тоталитаризм, безнравственная психология толпы, фашизм, терроризм, алчность – все это мишени для небесного воинства, которое я воспеваю в своем творчестве.
Я понимаю, что порой необходимо что-то делать ради привлечения средств, но только нелзя терять при этом лицо. Любой бизнес должен быть нравственным. Превращать вечное – скульптуру, в деланье денег, и вообще искусство в заигрывание с обывательщиной и толпой, увековечивать слащавые «фотографии» или «безвкусные сомнительные карикатуры», бронзу превращать в «китч», увеличивать «чернильный прибор», «сувенир» или «театральную бутафорию» до циклопических размеров, нельзя.
Культура и рекорды Гиннеса несовместимые вещи. Такие же полярные как экология и химические отходы, как любовь к природе и меховой бизнес.
Сейчас я очень увлечен работой над вариантами проекта скульптурной композиции, которая должна быть приблизительно двенадцатиметровой высоты, изображающая синтез религиозных воззрений человечества. Там будет очищающий огонь ада, но и свет высшей божественной субстанции, река времени, водоворот с водопадом и мать-земля. Изобразительный ряд будет насыщен Божествами, Великими и Богами всех культур и народов, а зритель будет находиться внутри этой “архитектурной скульптуры”. Но для осуществления этого удивительного “Чуда света”, как все понимают, нужно финансирование. Я готов осуществить этот проект на территории принадлежащей потенциальному и вероятному спонсору. Профессионализма и опыта монументальных работ у меня вполне достаточно.
Есть и другие фантастические проекты, они живут во мне, и мне удивительно интересно жить в этих бесконечных фантазиях, они согревают меня и вселяют надежду, и только надежда на осуществление проектов придает смысл моей жизни. Этот сказочный мир распирает мою душу, он открывается передо мной новыми гранями, формами и цветами, и конечно за каждый такой миг своей жизни я благодарен Богу. Но мне все равно не комфортно, потому, что я не знаю как поделиться этой великолепной гармонией с другими, поскольку воплощение скульптур и монументов возможно только через дорогостоящее производство, технологически более сложное, чем, например, строительство.
На свете много несоответствий. Я никогда не забуду маленькую скромную комнатку Александра Грина – кровать, стол, стул, шкаф и все, ….. нет – еще окно и море фантазий, и вечность, и «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и многое, что не успел написать. Я по сравнению с ним наверно богатый человек, ведь у меня несколько больших кроватей, хорошая квартира в хорошем районе столицы, загородный дом, дети, молодая жена. Иногда я завидую сам себе, но как бы хорошо или плохо не было бы нам в жизни – главное это богатство внутреннего мира, экспрессия и духовность человека.
Хотелось бы обратиться к молодому поколению и призвать его к требовательности к себе, к каждодневной внутренней работе, но не к иступленному совершенствованию своего домашнего компьютера. Где бы ты не был и кем бы ты не был – ты должен стать настоящим и полноценным человеком, а не животным в теле человека и тем более роботом в виртуальном электронном мире.
Индивидуальность человека на протяжении его жизни должна уподобиться чудесному благоухающему цветку, отражающему искру высшей божественной субстанции и стараться надо, чтобы этот цветок раскрывался каждый день.
Творческий человек – это борец с бездушием, косностью, цинизмом, машинной роботизацией человека.
Настоящий «творец» должен зажигать, вдохновлять людей на свершения, подвиги, позитивное восприятие мира и сильные поступки. Необходимо думать и о судьбе человечества, и планеты на которой мы живем.
Все изложенное здесь написано человеком живущем также как и все в мире страстей и ошибок, человеком не безупречным и далеко не идеальным, но отношение к добру и злу, мои тревоги и творческие поиски, устремления и идеализированные высокие цели и задачи отражены хоть и кратко, но вполне реалистично, а главное честно, как на духу.
Искренне Ваш А. Л. Шенгелия