Александр Леванович Шенгелия,
Лауреат премии Академии художеств СССР,
Член-корреспондент Российской Академии художеств
,

Член Союза художников России,
Международной федерации художников IFA,
Международного художественного фонда.

Сфера моих интересов, как человека, как
художника, и диапазон творческих переживаний сосредоточен на духовности,
на манифестации миров, смене формаций древних и современных культур,
существовавших когда-то очень давно, а также новых произрастающих сегодня
на нашей прекрасной планете.

Мое творческое кредо:

Синтез древнейших, развивавшихся сотни тысячелетий назад естественных натуральных религий, поклоняющихся всему сущему - земле, вселенной, небу, воде, дереву, огню, солнцу, а в целом самой природе, как и напротив современные модные религии, поклоняющиеся ныне в основном человекоподобным богам, распространенные на земле последнее тысячелетие, привлекают мой внутренний взор и захватывают меня. Последние - «новые» не только волнуют, но и заставляют серьезно задуматься о судьбе и возможности выживания всего человечества.

Я провоцирую зрителя, собеседника, ученика оглядеться вокруг, заставляю его заглянуть в себя внутренним взором, устремить его взгляд на небо, на землю, на то, что же происходит со всеми нами. Однако, только средствами изобразительного искусства сделать это не просто. Скульптура, как самое не массовое, но вечное искусство, сама по себе должна быть лаконична, она ограничена в красочности и литературном повествовании. Я пытаюсь через многоплановое ритмичное акцентирование гипертрофических форм, через внутреннюю энергию, экспрессию, пафос, драматургию, героику и глубину содержания произведения создать некий символ, несущий в себе код многоуровневого понимания обращенный к субъективному зрителю, созерцающему объект пластической лингвистики – скульптуры.

Всеми этими средствами я пытаюсь оживить скульптуру, чтобы ее формы зазвучали некими космическими вибрациями и смогли бы благотворно воздействовать на окружающую среду. Заставить человека искать высшие ценности и думать о вечном. Но не всегда моя попытка рассказать одним словом целую книгу удается, и также не каждому зрителю это дано познать.

Я не приемлю ограничения одним жанром, стилем, направлением, выученным штампом или серией приемов. Многие авторы, как ни странно, к этому стремятся - отражать только красивую природу, пейзаж, только форму, или прекрасное женское тело, которое, само по себе вселенная. Или импровизировать только с цветом, быть маринистом, портретистом...
Но для меня такое отношение к творчеству и искусству однобоко и бескрыло.

Мы живем в гигантском непознанном Мироздании и произведение должно бурлить, иметь драматургию и смысл, пусть закодированный. Быть символом, говорить и кричать Вселенской вибрацией жизни, форм, цвета, мудрости. Быть многоплановым, и обязательно высокохудожественным шедевром. Произведение должно стать откровением и открытием новых порталов мышления, иных измерений и путей нашего человеческого сознания и духа, устремленных в Вечность!
Именно сейчас в 2015 году я к этому наконец-то готов.

В большинстве случаев зритель не готов воспринимать сложные формальные беспредметные и нереалистические «навороты», ему чаще всего хочется жанровых сладких, красивых, раскрашенных картинок, мыльных идиллий с поверхностным налетом психологизма. Подобных «творцов», являющихся идолами у массового зрителя теперь много. Видимо поэтому, когда удается организовать выставку я показываю слайды с реалистическими декоративными стилизациями, которые демонстрируют скорее мой пластический диапазон, возможности и профессионализм, а также сочетание моей скульптуры с разными архитектурными стилями.

За мой почти пятидесятилетний творческий путь, я изображаю чаще всего героев из старинных легенд и мифов, персонажей философско-религиозных проповедей, первооткрывателей и великомучеников. Среди них есть удивительные люди документально и реально существовавшие, перед которыми я преклоняюсь. Мое внимание обращено также к философским течениям заратустрийцев, суффи, буддизма, даосизма и других древних культур.

Я жалею только о том, что не хватает времени все это глубже изучить, но правильнее сказать, что мои познания глубоки настолько, насколько остра чувственность моей интуиции.

Вот пантеон моих кумиров, которых я изображал в скульптуре и графике: "Прометей", ценой своих мучений подаривший людям огонь, "Данко", согревший огнем своего сердца свой народ и спасший людей от гибели, "Русские богатыри" - защитники Отечества и японские самураи, религиозные проповедники и подвижники, повлиявшие своей силой духа на позитивный ход истории, как например, Сергий Радонежский. Будда, нашедший путь к избавлению от страданий, Иисус Христос, несущий людям спасение. Манджушри, который мчится верхом на льве и острым мечем разрубает облака невежества. Также великие просветители человечества и вдохновенные творцы: Джордано Бруно, сожженный на костре за свои открытия, Леонардо Да Винчи, шедевры которого и по сей день занимают лучшие умы и способны помирить «физиков» с «лириками», "Иоганн Себастьян Бах" и "Моцарт", создавшие гениальную музыку вдохновляющую нас на полет мысли и фантазии, иконописцы "Феофан Грек" и "Андрей Рублев", "Поэт А. С.Пушкин", погибший на дуэли, "Декабрист Лунин", почивший в далекой  ссылке, "Чернышевский" — писатель и философ, и многие другие незаурядные люди, которых мне еще предстоит увековечить в бронзе.

Можно сказать, что эпиграфом этого периода моего творчества является отрывок из стихотворения Байрона “Прометей”:

’’Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать, и презирать,
И Смерть в Победу обращать’’.

В наше время, когда так мало остается чести, добра и чистоты, и все больше становится алчности, обмана и агрессивности, у меня родилась идея создавать скульптуры и графику, несущую свет. Поэтому некоторые мои скульптуры делаются как светильники, в которые вмонтирована электрическая подсветка, а также родилась графическая серия на темной бумаге, так называемой “белой графики”, создающей эффект свечения изнутри.

Невежество, подхалимаж, трусость, несправедливость, тоталитаризм, безнравственная психология толпы, фашизм, терроризм, алчность – все это мишени для небесного воинства, которое я воспеваю в своем творчестве.

Я понимаю, что порой необходимо что-то делать ради привлечения средств, но только нелзя терять при этом лицо. Любой бизнес должен быть нравственным. Превращать вечное – скульптуру, в деланье денег, и вообще искусство в заигрывание с обывательщиной и толпой, увековечивать слащавые «фотографии» или «безвкусные сомнительные карикатуры», бронзу превращать в «китч», увеличивать «чернильный прибор», «сувенир» или «театральную бутафорию» до циклопических размеров, нельзя.

Культура и рекорды Гиннеса несовместимые вещи. Такие же полярные как экология и химические отходы, как любовь к природе и меховой бизнес.

Сейчас я очень увлечен работой над вариантами проекта скульптурной композиции, которая должна быть приблизительно двенадцатиметровой высоты, изображающая синтез религиозных воззрений человечества. Там будет очищающий огонь ада, но и свет высшей божественной субстанции, река времени, водоворот с водопадом и мать-земля. Изобразительный ряд будет насыщен Божествами, Великими и Богами всех культур и народов, а зритель будет находиться внутри этой “архитектурной скульптуры”. Но для осуществления этого удивительного “Чуда света”, как все понимают, нужно финансирование. Я готов осуществить этот проект на территории принадлежащей потенциальному и вероятному спонсору. Профессионализма и опыта монументальных работ у меня вполне достаточно.

Есть и другие фантастические проекты, они живут во мне, и мне удивительно интересно жить в этих бесконечных фантазиях, они согревают меня и вселяют надежду, и только надежда на осуществление проектов придает смысл моей жизни. Этот сказочный мир распирает мою душу, он открывается передо мной новыми гранями, формами и цветами, и конечно за каждый такой миг своей жизни я благодарен Богу. Но мне все равно не комфортно, потому, что я не знаю как поделиться этой великолепной гармонией с другими, поскольку воплощение скульптур и монументов возможно только через дорогостоящее производство, технологически более сложное, чем, например, строительство.

На свете много несоответствий. Я никогда не забуду маленькую скромную комнатку Александра Грина – кровать, стол, стул, шкаф и все, ….. нет – еще окно и море фантазий, и вечность, и «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и многое, что не успел написать. Я по сравнению с ним наверно богатый человек, ведь у меня несколько больших кроватей, хорошая квартира в хорошем районе столицы, загородный дом, дети, молодая жена. Иногда я завидую сам себе, но как бы хорошо или плохо не было бы нам в жизни – главное это богатство внутреннего мира, экспрессия и духовность человека.

Хотелось бы обратиться к молодому поколению и призвать его к требовательности к себе, к каждодневной внутренней работе, но не к иступленному совершенствованию своего домашнего компьютера. Где бы ты не был и кем бы ты не был – ты должен стать настоящим и полноценным человеком, а не животным в теле человека и тем более роботом в виртуальном электронном мире.
Индивидуальность человека на протяжении его жизни должна уподобиться чудесному благоухающему цветку, отражающему искру высшей божественной субстанции и стараться надо, чтобы этот цветок раскрывался каждый день.
Творческий человек – это борец с бездушием, косностью, цинизмом, машинной роботизацией человека.

Настоящий «творец» должен зажигать, вдохновлять людей на свершения, подвиги, позитивное восприятие мира и сильные поступки. Необходимо думать и о судьбе человечества, и планеты на которой мы живем.

Все изложенное здесь написано человеком живущем также как и все в мире страстей и ошибок, человеком не безупречным и далеко не идеальным, но отношение к добру и злу, мои тревоги и творческие поиски, устремления и идеализированные высокие цели и задачи отражены хоть и кратко, но вполне реалистично, а главное честно, как на духу.

Искренне Ваш А. Л. Шенгелия

О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ...

Виктор Хара

Это был проект памятника Виктору Хара. Его портрет это деталь к памятнику, который я делал по очень слабым фотоматериалам. Он должен был вобрать в себя черты народного героя, стойкого патриота, Испанца и Индейца. Думаю, мне это удалось. Здесь представлена и 48 см. модель диплома в гипсе.  Точно такую же, позже,…

Читать дальше..
Виктор Хара

Не дадим врагу топтать Землю Русскую

Эта композиция была много лет назад приглашена на выставку «600 лет Куликовской битвы» в Государственную Третьяковскую галерею. Еще в Суриковском институте ректор Николай Васильевич Томский увидев мой эскиз на последнем курсе, поставил мне оценку отлично и предложил осуществить как диплом. Однако одиннадцати-фигурную композицию со сложными аксессуарами  я не рискнул делать,…

Читать дальше..
Не дадим врагу топтать Землю Русскую

Троица Святая Русь

Из Святого города Иерусалима Святящегося изнутри вырастает православная архитектура и на верху, венчает всю композицию Святая Троица. Внизу повернутые на все четыре стороны света будут стоять четыре Архангела с мечами и копьями, оберегающие все братские многоконфессиональные народы России, Родной Земли и Отечества!

Читать дальше..
Троица Святая Русь

Композиция "ИНДИЯ"

В основании скульптуры голова Будды, смотрящего в наш мир. На его груди цветы. За ним львы охраняющие Индию, слепленные в стиле древне-индийских скульпторов. Обрамляет всю композицию конструкция, напоминающая древнюю индийскую архитектуру, увенчанную плоским  куполом, напоминающим летательный аппарат «виман».

Читать дальше..
Композиция

Агни

Образ Агни светится золотистыми лучами вселенных, из которых и состоит его могучее тело. Золотые нити солнц и спирали галактик сияют на нем как драгоценные украшения. Этот чудесный орнамент напоминает нам человеческие глаза (по одной из легенд его тело состояло из глаз). Он соткан из множества богов и светил, его рыжие…

Читать дальше..
Агни

Божественное проявление Абсолюта

В этом проекте предлагается автором монументальное скульптурное сооружение из бронзы с цветной тонировкой под молодую красную и зелено – синюю старую бронзу, а также полировкой некоторых деталей до зеркального золотого блеска, эта скульптура должна быть не менее 12 метров в высоту, а приложенные рисунки рассматриваются здесь как форэскизы без проработки,…

Читать дальше..
Божественное проявление Абсолюта

Война Добра и Зла

Наверное я еще никогда  в своих работах так нахально не подражал другому художнику, как гениальному книжному графику  Доре, именно в этой одной работе. Не смог удержаться…  Я с детства смотрел дома книги с его иллюстрациями, которые мне  заменяли чтение библейских сюжетов. Все было понятно, возвышенно, таинственно и очень красиво, не…

Читать дальше..
Война Добра и Зла

Самураи

Самурайская серия прослеживается через всё мое творчество и поддерживает мою тему героики, благородного рыцарства, мужской воинской профессии и защиты от агрессии. Первые мои пробы в керамике это тоже самураи. Эта тематика, взята еще,  конечно же, и по тому, что уже больше тридцати пяти лет я занимаюсь единоборствами, а начинал в…

Читать дальше..
Самураи

Прометей прикованный

Но не изменится душа,Бессмертной твердостью дыша.И чувство, что умеет вдругТоржествовать и презирать,И смерть в победу обращать. Стихотворение  «Прометей» Эти строки Байрона явились эпиграфом всей серии героики пронизывающей мое творчество. Это «Спаситель»,  и умирающий «Данко», и «Земля и Свобода», и «Виктор Хара», и «Джордано Бруно», и «Жанна Дарк», и другие.

Читать дальше..
Прометей прикованный

Умирающий Данко

Это легенда А. М. Горького принадлежит его романтическому периоду, и, как он признавался,  являлась его пересказом одной из  историй поведанных ему старой цыганкой  Изергиль. Коротко попробую изложить и я.

Читать дальше..
Умирающий Данко

Гиена

Изначально эта скульптура называлась – «фашистская хунта», но оставить это название я не смог, поэтому она называется  просто – «Гиена».

Читать дальше..
Гиена

Расстрелянная Песня

Фашистский переворот в Чили мы все в России (СССР) переживали сильно. Политику я ни когда не любил, но зверскую казнь певца, представителя моего поколения, молодого парня, стоящего на стороне простых людей, патриота, простить я не мог.

Читать дальше..
Расстрелянная Песня

Мексиканская революция

«МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» ИЛИ «ЗЕМЛЯ И СВОБОДА» Сейчас не помню, под каким названием у меня купила работу Государственная Третьяковская Галерея?  Там, где-то в запаснике, есть уже стилизованный, первый вариант этой композиции, тоже шамотной керамики, затонированный кобальтом...

Читать дальше..
Мексиканская революция